МОДУЛЬ -04.
Операционная эффективность. Индустрия 4.0
ЦЕЛЬ
Передача проекта
производству
ОСОБЕННОСТЬ
Формализация проекта внутри компании
МЕТАФОРА
Обновление большой
системы
ПРОЕКТНЫЙ БЛОК
Четвертый модуль НЛЕ 2020 был нацелен на глубокий экспертный анализ предлагаемых решений. Важный и ответственный момент в цикле проектной работы, требующий от команд ретроспективного взгляда на поставленные еще в самом начале пути цели, чтобы соотнести их с полученным результатом, вспомнить, ради чего все затевалось.

Впервые за все время программы перед участниками не стояло задачи показать результаты межмодульной работы, доказывать эффективность и бороться за показатели. Важно было на время выйти из гонки за лучшую презентацию и продуманный отчет, использовать, по сути, последний шанс на смену ракурса и задать главный вопрос: действительно ли новое решение способно помочь организации работать эффективнее?

К этому времени проекты приняли совершенно иную динамику и настроение. Если вначале деятельность была сосредоточена вокруг исследований и концептуализации, то сейчас градус активности и реализации достиг того максимума, когда будучи еще в самом зачатке на этапе эксперимента, проекты начали приносить организации деньги.

Александр Ненашев, руководитель проектной работы
«Сейчас у команд происходит некоторая синхронизация с ожиданиями.
Все понимают, что все-таки первоначальные цели проекта могут быть скорректированы и выходят на продуктивную финишную прямую. Нам было важно посвятить этот модуль работе с отраслевыми экспертами, чтобы закрепить и начать масштабирование проектов
»

Старт учебного модуля совпал с празднованием Дня изобретателя и рационализатора, с которыми участники программы НЛЕ, по словам руководителя проектной работы — Александра НЕНАШЕВА, могут теперь себя несомненно ассоциировать как специалистов, занимающихся непростой работой по внедрению в организации новейших решений, делающих вклад в улучшение предприятия и проектирование нового опыта для его сотрудников.

В ходе воскресной рефлексии участники концентрировались на собственных ощущениях, с которыми подходят к финализации проектной деятельности, подробно разбирая их на нескольких уровнях.
Карта для анализа и рефлексии успеха самоорганизующихся команд
В этом модуле команды были освобождены от традиционных отчетных презентаций, так как в приоритете — передача проектов в производство и подготовка к финалу программы, которой следует уделить максимум оставшегося времени. Однако, в конце недели командам было необходимо выступить перед своими спонсорами, чтобы скорректировать с ними цели, сонаправить с целями подразделений и общими целями компании.

Для планирования грядущей модульной недели командам было предложено ответить на вопросы:
  • Что действительно реалистично сделать за месяц до конца всей проектной работы?
  • Что было бы для нас лучшим результатом экспертного стола со спонсорами?
  • Как полезней всего организовать деятельность на модуле для передачи проектов в подразделения?
Чтобы помочь участникам как следует прокачать свои проекты, в течение всей недели к процессу активно подключался экспертный совет в лице спонсоров, стейкхолдеров и проектной команды.

Александр Ненашев, руководитель проектной работы
«В этом модуле нам помогают, с одной стороны, российские спикеры. Мы постарались пригласить людей, которые могут показать лучшие бенчмарки на рынке из разных отраслей, так или иначе связанных с промышленностью. Показать и рассказать, как они занимаются операционной эффективностью во время технологических и цифровых трансформаций. С другой стороны, нам помогает иностранный профессор, который обновит для участников теорию по управлению операционной деятельностью и с каждой командой постарается проработать каждый конкретный проект»
В четверг состоялся брифинг на финальный месяц проектной работы. К пятнице команды должны были подготовить 10-минутные презентации. Выступления в этот раз не предусматривали оценок и строились по следующему плану:
  1. поделиться созданным за межмодуль результатом;
  2. обозначить ключевые барьеры для развития проекта;
  3. составить совместный план для масштабирования и передачи проекта.
Такая совместная работа стала продуктивным этапом в подготовке команд к финальной защите проектов.

Одной из задач в предстоящем межмодуле является тщательный анализ командами предлагаемого решения:
1
Анализ разных частей проекта на предмет «вызова» текущим бизнес-процессам — преодоление разрыва

Задача: декомпозировать проект на составляющие и посмотреть, на каком уровне ценности и новизны для организации находится предлагаемое решение.
Карта аналитики текущих бизнес-процессов
2
Анализ заинтересованных лиц — организация договоренностей для передачи

Задача: заполнить матрицу влияния стейкхолдеров (заинтересованных в проекте лиц), которые могут поддерживать, либо противодействовать реализации проекта, так или иначе влиять на него с целью выстраивания потенциальной коммуникации для их перевода в зону с высоким влиянием и заинтересованностью в решении. Этому способствуют знания об экономических, политических и прочих аспектах интереса стейкхолдеров. Успех проекта во многом зависит от умения помочь заинтересованным лицам увидеть пользу от него, хотя бы по одному из таких аспектов.
Карта распределения стейкхолдеров
задачи на межмодуль

Во время работы на четвертом межмодуле командам необходимо выполнить следующие задачи:

  • анализ потенциальных рисков и стейкхолдеров проектов
  • описание дальнейших бизнес-процессов по внедряемым решениям
  • подготовка к финальной демонстрации результатов проектной деятельности
  • передача решения к внедрению/развитию/ масштабированию внутри компании
Видеоролик о проектной работе участников во время четвертого модуля
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Лекционная часть была посвящена теме выстраивания и поддержки операционной эффективности на крупных предприятиях.

Профессор по производству, технологиям и операционному менеджменту бизнес-школы IESE университета Наварры, Испания — Марк САШО поделился основными концептами и стратегией операционной эффективности. Рассказал о её роли в оптимизации рабочих процессов. Инструменты операционной эффективности разобрал на примерах отдельных производственных компаний, таких как: Ford, Toyota, Porshe, завод ГАЗ. Отдельная лекция была посвящена кейсу компании «Качаем железо» в Cliffs&Associates: заводу металлизации железной руды в Тринидаде на основе процесса Circored.

В рамках темы Индустрия 4.0 Марк САШО озвучил глобальные тренды: эволюцию роботизации, индустриальную 3D печать, прямое металлическое лазерное спекание, аддитивное производство, топологическую оптимизацию и прочее.
Денис САМОХВАЛОВ, директор по экономике и управлению эффективностью ООО «Сибур», рассказал об устройстве бизнес-системы, а также о том, как удалось изменить культуру целой компании засчёт вовлечения работников в процесс операционной эффективности и устранения бытовых проблем на предприятии. Поделился с участниками своими выводами из полученного опыта:

  • не спешить со сроками внедрения, так как средний период для устойчивой приживаемости около 9−12 мес. на одном участке. При сокращении этих сроков приходилось возвращаться к этапам;
  • внедрения в колл-центрах и сервисах необходимо осуществлять параллельно с производственными подразделениями, чтобы не получилось разного уровня культуры;
  • внедрения в колл-центрах и аппаратах управления требуют отдельного подхода.

Анатолий СКОРОМЕЦ, директор программы развития СУОД в Блоке логистики, переработки и сбыта «Газпром Нефть», рассказал про цифровую стратегию своего подразделения и систему управления операционной деятельностью. Привёл практические примеры c особенным акцентом на эффективные совещания.

Внутренние спикеры Евраза поделились своей экспертизой. В частности, Сергей СЕРГИЕНКО в формате свободного микрофона провел встречу, чтобы в диалоге поработать с участниками на закрепление усвоенной в ходе модуля информации на тему операционной эффективности.

Так как текущий модуль был направлен на подготовку к скорой финализации проектной работы и ответственному моменту презентации её итогов, для участников организовали мастер-класс по публичным выступлениям от Александра РОМАНОВА, который рассказал об основных инструментах удержания внимания аудитории.
ВСЕ ДАЙДЖЕСТЫ