МОДУЛЬ -03.
ГИБКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ И ДИСТАНЦИОННЫМИ КОМАНДАМИ
ЦЕЛЬ
Верификация решений в реальных условиях производства

ОСОБЕННОСТЬ
Установка критериев теста
для возможности «разворота», корректировки и формулирования модели масштабирования
МЕТАФОРА
Проверка боем
ПРОЕКТНЫЙ БЛОК
Третий по счету модуль стал знаковым для НЛЕ 2020, не только потому что программа приблизилась к своему экватору — на этот раз все обучение и работа команд были реализованы в онлайне.

Перед участниками стояла задача подойти к этапу тестирования пилотов выбранных решений всеми возможными способами. Некоторые команды опередили запланированные события и привезли на модуль первые версии прототипов: не просто модели и концепты, а запущенные и протестированные в реальных условиях работы предприятий, учитывая построенный «путь» взаимодействия с новой системой (journey map).

Можно говорить о том, что команды вышли на необходимую мощность реализации. На предыдущих межмодулях они протестировали максимальное количество гипотез, проанализировали бенчмарки, провели глубинные исследования для того, чтобы наконец перейти к реализации.

Александр Ненашев, руководитель проектной работы
«Последние несколько месяцев проектные команды трудятся в условиях пандемии, удаленно совмещая рабочие обязанности и проектную работу по запуску решений в реализацию. Это уникальный момент, когда команды не сбавили обороты, а, напротив, проявили максимальную гибкость в организации работы и сильно ускорились»
Учебный модуль стартовал с воскресной командной рефлексии, в начале которой прошла традиционная 5-ти минутка безопасности (safety moment).

Руководитель проектной работы — Александр НЕНАШЕВ, дополнил тему безопасной работы, обращаясь к текущей ситуации, когда более очевидным последствием пандемии является не социальная изоляция, а скорее физическое дистанцирование, которое часто не исключает множества форм социального взаимодействия в удаленном формате с помощью цифровых инструментов. Сложность в организации одновременно рабочего процесса и выполнения социальных ролей в условиях физической изоляции способна вызывать у человека серьезный стресс. Ключевой посыл заключался в необходимости особенным образом эффективно поддерживать друг друга внутри команд в это непростое время. Ведение инновационной деятельности, перестройка процессов и организация экспериментов во многом сопряжены с ошибками и большими трудозатрами даже в обычное время, не говоря о сложившейся реальности, и, потому, требуют смелости и высокой мотивации для создания успешного результата.

Александр Ненашев, руководитель проектной работы
«Даже в сегодняшних непростых реалиях команды проявляют изобретательность и находят способы реализации своих проектов. Проявляют гибкость и способность к коллаборации, чтобы выйти из состояния стресса и довести дело до конца. Конечно же есть риски, их проработка заключается в оценке возможности реализации проектов и своевременной смене/корректировке вектора»
Процесс рефлексии был разделен на короткие задачи. Сперва участники по шкале от 1 до 10 оценили свое индивидуальное состояние на уровне энергии. Где 1 — совсем нет энергии, 5 — нейтральное состояние, а 10 — ощущаю себя хорошо.

Далее перешли к заполнению специальной карты, с целью сделать вывод о командном и проектном статусе, разобрав их на слои:
1
Командное взаимодействие
2
Статус движения по проектной деятельности с точки зрения применяемого метода проектного управления (ошибки и победы)
3
Преодоление препятствий и вывод о том, что поможет справляться с ними в дальнейшем
На проработку каждого уровня команды удалялись по своим комнатам для обсуждения, после чего делились мнением с остальными участниками.
Карта для анализа и рефлексии успеха самоорганизующихся команд
Не забывая про здоровье и переключение внимания, в процессе прерывались на общую разминку перед экранами мониторов.
Процесс рефлексии завершили быстрыми питчами от команд. Суть упражнения «Угнать внимание за 60 секунд» заключалась в коротком минутном рассказе о том, какого прогресса удалось достичь в проектах относительно предыдущего результата. С акцентом на вовлечение и удержание внимания слушателей в ходе рассказа. На подготовку задания отводилось 15 минут. Остальные команды давали свою обратную связь, придерживаясь рамки:

  • что поняли?
  • что хорошо?
  • что следует изменить?
«Угнать внимание за 60 секунд»
Знать лучший результат
для слушателя
Показать наработанную
разницу/вклад
Угнать внимание
за 60 секунд
Вся неделя обучения в Сколково прошла в формате прямых трансляций из Glass Room — интерактивного класса с возможностью подключения большого количества слушателей. За это время участникам рассказали о классических и гибких подходах в проектном управлении.

Первый день проектной работы был посвящен теме тестирования прототипов решений — погружению команд в информацию о том, каким основным параметрам должен отвечать жизнеспособный прототип, видам прототипирования, зависимо от поставленных в проекте целях, а также рассказу об инструментах для тестирования решений с пользователями.

Основной тезис дня: задача прототипа — потратить минимум ресурсов на проектирование, показав хорошую детализацию ключевой функции/процесса на конкретном этапе, помня про вовлечение в эксперимент благополучателей и заказчиков решения. Цель — погрузить пользователя в прорабатываемый опыт и решение конкретно взятой задачи. Итогом такой работы должна стать формулировка выводов о необходимых изменениях и улучшениях для того, чтобы нивелировать риски на этапе масштабирования.
Описание стадий и уровней детализации в прототипировании
В завершении дня участники получили установку перед финальными выступлениями в пятницу. На этот раз в презентациях командам предстояло отразить вызовы, с которыми пришлось столкнуться. Например: трудности в организации работы подрядчиков; недопуск к проведению необходимых тестов, анализов, замеров на местах; необходимость пересмотра экономической целесообразности проектов из-за изменений рынка. Сложность задачи состояла в том, что требовалось предложить и ответные стратегии на обозначенные проблемы. Кроме того, подумать, как запустить пилот с минимальными затратами и максимальным вовлечением заинтересованных лиц и также обозначить это в презентации.

Команды получили чек-листы по тому, как готовить свои презентации для корректной демонстрации в формате Glass Room, после чего отправились на доработку отчетов и прогоны выступлений с участием спонсоров, трекеров и проектной команды.
Финальная презентация в этом модуле по своей атмосфере отличалась от предыдущих, ее целью были не только демонстрация статуса проектов и обратная связь по ним. Во многом задача заключалась в пересмотре стратегий команд и того, каким образом будет оцениваться результат их работы, принимая во внимание совершенно новую реальность — с ограничениями и рисками, которые накладывает пандемия.

Несмотря на то, что акценты в обучающей программе и проектной деятельности третьего модуля были расставлены таким образом, чтобы создать атмосферу понимания и быстрого подстраивания под сложившиеся реалии, на презентации от участников ждали намного более структурированного и проработанного, с точки зрения глубины планов по внедрению решения, рассказа. Презентации оценивались по тем же критериям, что и на предыдущем модуле с большим акцентом на проработку потенциальных эффектов от решений перед запуском тестирования. Выступления показали, что многим командам удалось заранее начать тестирование минимально достаточного продукта, либо тщательно поработать над оценкой рисков. Презентация в финале этого модуля была по-своему уникальной, так как стала общей трудоемкой работой команд, спонсоров и руководства компании по смене парадигм проектов.

Александр Ненашев, руководитель проектной работы
«Нельзя сказать, что жюри давало командам скидку на ту ситуацию, которая происходит. В ходе финальной презентации модуля сложилась честная живая дискуссия, что позволяет прямо во время программы собрать форум из спонсоров и топ-менеджеров организации для совместного принятия решения по поводу развития проектов, что дает толчок к развитию проектов трансформации. Вся программа создана для того, чтобы принять и усвоить новое, совершенно другое качество организации работы, чтобы приходить к новым неожиданным результатам»
В лидерах по итогам голосования оказались:
Проекты уже начали оттачиваться и приближаться к тем моделям решений, которые потом смогут масштабироваться на всю организацию и быть стимулом для технологической и цифровой трансформации внутри ЕВРАЗ.
задачи на межмодуль

Во время работы на третьем межмодуле командам необходимо выполнить следующие задачи:

  • провести тестирование пилотов на площадках
  • рассчитать эффекты от пилотируемого решения
Видеоролик о проектной работе участников во время третьего модуля
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Лекционная часть была посвящена гибким системам управления проектами и удалёнными командами. Еще до начала модуля участники прошли дистанционный курс по классическому подходу в управлении проектами и методологии Agile.

Модуль начался с лекции «Психологические особенности удаленной работы» от Елены ВИТЧАК, профессора-практика СКОЛКОВО. Елена рассказала про факторы, усложняющие дистанционное управление, а также ожидания руководителей от такого взаимодействия. Провела тестирование участников на уровень психической устойчивости, дала практические рекомендации по поддержанию себя в ресурсном состоянии: переключать режимы, облекать эмоции в слова, помогать другим, позволять себе делать то, что нравится, говорить открыто о проблемах, поддерживать энергию. Другая лекция Елены была направлена на изучение принципов и подходов в управлении распределенными командами. В ней были затронуты темы:

  • GIG-экономика: внешний контекст
  • Эволюция организационных структур
  • Типовые проблемы распределенных команд
  • Делегирование и мотивация сотрудников
  • Доверие, коммуникация и факторы коммуникативного стресса
  • Правила обратной связи
  • Правила удаленного руководителя
    Академический директор модуля Павел АЛФЕРОВ рассказал о преимуществах и недостатках разных подходов в управлении проектами (классический подход, Agile, Scrum), особое внимание уделил видам гибридизации. Также затронул прикладные аспекты использования предложенных методик и инструментов на реальных проектах. Обсудил с участниками модель CYNEFIN для принятия решений в различных системах.

    Эксперт по проектному управлению Александр ОЖАРОВСКИЙ рассказал о кейсах Сбербанка: «Аджализация стратегической программы ЕФС" и «Agile — трансформация всего банка»; кейсе Пенсионного фонда Самары; кейсе Scrum в школе.
    Андрей МАЛАХОВ, управляющий партнер PMLogic, привел практические примеры гибридного подхода. Рассказал о кейсе FMCG-компании по запуску гибридного управления проектами, а также о кейсе страховой компании. Дал участникам рекомендации по успешному внедрению такого подхода в организации.

    Гибкими методиками управления инициативами и цифровизацией НЛМК поделился Сергей КАЗАНЦЕВ. Рассказал о портфеле цифровых решений: разнице между IT-проектами и продуктовым подходом, критериях выбора для инициатив на цифровом инструментарии. Объяснил, почему цифровые решения требуют новой модели работы и суть операционной модели под цифру, затронул жизненный цикл цифровых решений. В беседе о цифровой трансформации НЛМК раскрыл роль и место продуктовых команд в структуре компании, а также подчеркнул развитие цифровой экосистемы продуктовых команд.

    Внутренние спикеры Евраза поделились своей экспертизой и ответили на вопросы участников. Борис СЛУЦКИЙ познакомил участников с управлением инвестиционными проектами.

    Максим ФЕОПЕНТОВ рассказал о проектах по продвинутой аналитике, целью которых является реализация 6 проектов с совокупным экономическим эффектом не менее 12 млн. долларов, а также про выстраивание компетенций и формирование системы управления проектами по продвинутой аналитике. Спикеры из BCG поделились своим взглядом на практическое применение Agile в рамках проекта по продвинутой аналитике.
    ВСЕ ДАЙДЖЕСТЫ